Телефон: ‭+7 (903) 060-79-41‬
Нижегородская обл., г.Кстово,
ул. 1 Мая, строение 1

Плавучий дом: красиво жить не запретишь

Плавучий дом удивительным образом сочетает в себе чаяния почти всех слоев населения. Для романтиков и деятелей искусства это олицетворение свободы: «куда хочу, туда плыву и там живу», для респектабельных и обеспеченных людей — новый уровень комфорта и оригинальный способ отдохнуть, для среднего класса это недорогой дом или уютная дача. В зависимости от потребностей владельца, плавучее жилье может быть как переоборудованным дебаркадером или старой баржей, так и изготовленным на заказ шикарным особняком. Впрочем, для России это пока экзотика, в отличие от многих других стран, уже давно осваивающих водные просторы.

Житие на водах

Пожалуй, наиболее известны плавучие дома Амстердама. В конце концов, многочисленные баржи, переоборудованные для комфортного жилья и пришвартованные к набережным каналов, теперь одна из достопримечательностей столицы Нидерландов. Появились такие дома в середине XX века, когда после окончания Второй мировой войны в королевстве катастрофически не хватало жилья. В то время флот Нидерландов активно модернизировался и предприимчивые граждане принялись решать жилищные проблемы путем обживания старых списанных кораблей. К 70-м годам дефицит нормальных сухопутных домов уже ликвидировали, зато жить на воде стало просто модно благодаря огромной популяции «плавучих хиппи».

Сегодня на амстердамских каналах проживают около 2,5 тысячи семей, а стоимость подобного жилья растет быстрее, чем цена самых лакомых квартир и старинных особняков нидерландской столицы. Плавучие дома ничуть не уступают по уровню комфорта своим сухопутным собратьям: они снабжены всеми возможными городскими коммуникациями — от водопровода и электричества до высокоскоростного Интернета, а за неказистой скорлупой старой баржи (есть столетние экземпляры!) нередко скрывается настоящий дворец, к обустройству которого приложил руку опытный дизайнер.

В Швеции немного другая ситуация. Цены на прибрежные участки земли здесь чрезвычайно высоки, поэтому единственной возможностью любоваться морем из окна собственного дома для среднестатистического шведа является плавучее жилье. В отличие от Франции и Нидерландов, шведы предпочитают коллективные дома, рассчитанные на несколько семей. Видимо, им без соседей жизнь не мила. Как бы то ни было, в настоящее время прибрежные воды Швеции, а также многочисленные озера и речки бороздят около сотни плавучих домов. Один из них расположен прямо в центре Стокгольма. Это большое трехэтажное здание, вокруг которого планируется выстроить целый плавучий квартал.

В Великобритании плавучие дома стали популярным туристическим развлечением. Англичане вот уже два десятка лет переоборудуют старинные баржи времен промышленной революции для нужд любителей с комфортом проплыть вдоль живописных берегов Темзы. Впрочем, главный вклад Великобритании в мировую практику возведения плавучих домов состоялся еще лет сто назад. В то время город Шринагар, столица штата Кашмир в Индии, был излюбленным местом отдыха англичан. Несмотря на то, что вся страна являлась колонией Британской империи, местная власть все же имела какое-то значение и махараджа, правитель штата, запретил продавать землю под строительство домов иностранцам. Англичане не сильно огорчились и понастроили плавучих домов на живописном озере Дал, прилегающем к Шринагару. Сегодня в столице Кашмира на плаву более тысячи сооружений: храмы, дворцы, гостиницы, магазины, особняки. Фактически на озере выстроился целый плавучий город, необычный, потрясающе красивый и столь же роскошный. Местные плавучие дома щеголяют великолепными фасадами, просторными комнатами с антикварными гобеленами и изящной мебелью ручной работы, панелями из ценных пород дерева и великолепными коврами. Жилье также снабжено всеми удобствами: электричеством, горячей и холодной водой, Интернетом, телефоном и даже канализацией.

В США мода на плавучие дома, или, как их здесь называют, хаузботы (houseboat), пришла после выхода одноименного фильма в 1958 году с Софи Лорен в главной роли. С тех пор в Америке появились тысячи подобных сооружений, благо живописных озер и крупных рек в стране предостаточно. В США производится в основном два типа домов. Первый — так называемые амфибии. Это дома, твердо стоящие на земле, но в районах, подверженных частым наводнениям. В случае повышения уровня воды дом-амфибия просто всплывает, удерживаясь на месте при помощи телескопических свай. Второй вариант — полноценные плавучие дома, изначально предназначенные для того, чтобы бороздить просторы рек и озер.

Широка страна моя родная

В России плавучие дома только-только начинают заявлять о себе. Тем не менее уже есть несколько компаний, планирующих занять этот сегмент рынка, на котором в основном представлены американские компании по производству плавучих домов.

В России заводов-изготовителей таких домов пока мало. Так, производство базируется в Петрозаводске. Там плавучие дома строятся силами предприятий «Петровские верфи» и «Морского историко-культурного центра». Фактически деятельность на рынке хаузботов только начата, поэтому клиентам предлагается всего два базовых варианта. Первый — двухэтажный самодвижущийся плавучий дом размером 12×12 метров. Здесь есть все, что нужно для комфортной жизни: отличная кухня, санузел, душевая, гостиная с камином. Стоимость такого плавучего дома составляет 2,5—2,7 млн рублей. Второй вариант гораздо проще. Это тоже самоходный плавучий дом, способный двигаться при помощи дизельного двигателя, под парусом или даже на веслах. По сути это помесь хаузбота и яхты, что неизбежно сказывается на уровне комфорта. Впрочем, и цена его составляет всего лишь 500 000 рублей.

Лодочка, плыви!

Плавучие дома можно разделить по ряду признаков на несколько групп. Во-первых, самоходные и несамоходные. Первые предназначены в основном для активного отдыха, путешествий и в принципе могут свободно плавать по рекам, озерам и спокойным прибрежным морским зонам. Одним словом, по спокойной воде: волны — не более 1,2—1,5 м, ветер — не более 15 м/с. Несамоходные плавучие дома предназначены для длительного, а то и круглогодичного проживания, устанавливаются на набережных каналов и рек, в прилегающих к городу озерах. В России такие объекты используются в основном для обустройства ресторанов, гостиниц и даже офисов. Частные клиенты несамоходными плавдомами фактически не интересуются. Дело в том, что подобные объекты невозможно зарегистрировать как недвижимость. Поэтому регистрацию в них никто не даст. Где прописывать, если у жилья даже нет точного адреса?

По второму признаку хаузботы подразделяются на специально спроектированные дома и переоборудованные баржи, дебаркадеры. И те, и другие могут быть как самоходными, так и несамоходными.

На сегодняшний день почти все специалисы сходятся во мнении, что специально изготовленный плавучий дом гораздо предпочтительнее переоборудования старых барж. В переделанных судах возникает множество ограничений по полезной площади, планировке и внутренней отделке. При всем желании заменить двери-шлюзы баржи на что-нибудь более приемлемое будет весьма проблематично. Вариант с переделкой старых судов использовался раньше как наиболее доступный способ быстро получить крышу над головой. Сегодня такой метод применяют разве что для постройки оригинального ресторана, гостиницы или другого объекта, не предназначенного для постоянного проживания. Другое дело — специально изготовленные плавучие дома. Здесь еще на стадии проектирования можно учесть все необходимые для комфортной жизни тонкости, а потом воплотить их в металле. Внешне плавучий дом может выглядеть как простой летний домик или как японская пагода, да хоть как русская изба или дворец в стиле ампир. Дизайн фасада — вещь пластичная, и при желании можно спроектировать любую причуду заказчика. Внутри — все атрибуты нормального дома: кухня, спальня, туалет, ванная комната, гостиная. Уровень комфорта, разумеется, напрямую зависит от толщины кошелька заказчика. Плавучий дом может быть оснащен роскошным камином, сауной, небольшим бассейном на втором этаже, всей необходимой бытовой техникой — от домашнего кинотеатра и холодильника до комплекта спутникового Интернета.

Плавает все это добро обычно на нескольких соединенных между собой понтонах. Это обеспечивает хорошую плавучесть и малую осадку. Фактически крупный дом, рассчитанный на 8—12 человек, погружается в воду всего на 50—70 сантиметров (в зависимости от типа и загрузки), благодаря чему можно причалить к любому понравившемуся пляжу или участку берега без опасений сесть на мель. Сами понтоны внутри разделены поперечными переборками, что обеспечивает непотопляемость конструкции. Даже если нерадивый капитан умудрится пробить днище (что совсем не просто), то вода заполнит только небольшую часть одного понтона. В общем, чтобы утопить плавучий дом, нужно изрядно постараться.

Техническая начинка хаузбота включает один или два мощных двигателя, топливные баки, генератор и аккумуляторные батареи. В нижней части плавучего дома (обычно в центральном понтоне) монтируется две цистерны: одна — для пресной воды, другая — для стока вод. Таким образом обеспечивается полная автономность дома на срок до 15 суток (в зависимости от модели и количества человек на борту). Но это, так сказать, базовая комплектация. Некоторые модели дополнительно оборудуются топливными баками для заправки гидроциклов (которые работают на бензине, а сам дом — на дизельном топливе), эхолотом (для рыбалки очень полезная функция), системой GPS-навигации и даже своеобразным автопилотом, который ведет судно по заданному маршруту.

Большие проблемы на малой воде

Плавучий дом — это прежде всего судно, и для его управления требуется билет и водительское удостоверение Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Следовательно, и сам хаузбот должен быть поставлен на учет и время от времени проходить техосмотр. Но это, как говорится, мелочи жизни. Куда серьезнее проблема содержания плавучего дома. Ни один хаузбот не способен пережить русскую зиму на воде (за исключением разве что мощных несамоходных дебаркадеров): его просто раздавит льдами, как, впрочем, любой катер или яхту. Следовательно, плавучий дом необходимо каждый год вытаскивать на берег, что само по себе предполагает наличие какого-то участка земли, арендованной площади или гаража-ангара на территории порта. Зачастую услуги по предоставлению «зимовки» оказывают компании, производящие и продающие плавучие дома, они же проводят сезонное техобслуживание и плановый ремонт. Это удобно, но все же влетает в копеечку. В целом содержание плавучего дома обходится в 1,5—2 раза дороже, чем содержание аналогичного сухопутного коттеджа.
Еще одна проблема — оторванность от береговых коммуникаций. Даже самый автономный самоходный плавучий дом не может обходиться без пополнения запасов пресной воды, продуктов питания и топлива. Он, наконец, должен куда-то сбрасывать отходы.

Вариант со сливом прямо в воду неприемлем: это уже будет не хаузбот, а плавучая фабрика по производству помоев. Пока в России не предпринимается никаких усилий по созданию специализированных баз-стоянок для плавучих домов с соответствующим сервисом, что серьезно усложняет жизнь владельцев. Однако уже существуют проекты своеобразных плавучих поселков, способных обеспечить хаузбот всем необходимым — от мест зимовки и ремонта до пополнения запасов перед путешествием и охраны. Ведь на то и свобода, преимущества, удовольствие жизни на воде, помноженные на высокие современные строительные технологии! Возможно, при нынешней дороговизне земли у домов-понтонов в России очень большое будущее! 

Источник: www.obustrojstvo.ru

© «Немо», 2009
© Разработка сайта ООО «СолидСайт», 2009-2018
Нижегородская обл., г.Кстово,
ул. 1 Мая, строение 1
‭+7 (903) 060-79-41‬